Когда «Аквариум», «ДДТ» и «Алису» еще стеснялись в открытую называть «динозаврами рока», в пустующей нише «нового» появилась группа
«Сплин».
Молодой
Саша Васильев приехал из Питера в Москву в середине девяностых и с легкостью победил в модном и престижном песенном конкурсе
«Поколение-95». Тогда его произведения «Рыба без трусов» и «Любовь идет по проводам» звучали вполне революционно.
Второй по счету альбом «Сплина» «Коллекционер оружия» выстрелил сразу несколькими хитами. Особенно мне запомнилась песня «Любовь идет по проводам».Милая лирика, отсутствие социальных сверхзадач и красивая драйвовая мелодия. В те годы — редкое сочетание факторов, свежее и романтичное.
Однако тогда приятная музыка «Сплина» не вызвала повального интереса. Настоящее массовое помешательство началось, когда Васильев и компания влились со своими новыми произведениями в общую волну «рокапопса». И вместе с тем потеряли свое «весеннее» обаяние – стремление к личной внутренней красоте прогнулось под желанием быть модными. Вместо того чтобы петь «от души», Васильев совершил коммерчески выгодную ошибку — запел «для народа».
С тех пор «Сплин» стал желанным гостем больших фестивалей, которые так любят устраивать летом популярные молодежные радиостанции.
На таких фестивалях Саша Васильев обычно выходит на сцену и с пафосом исполняет три-четыре хита. Подобные «праздники жизни» в основном посещают бедные студенты технических вузов. Им кажется, что они тоже могли бы стать рок-звездами. Приходя домой, они снимают со стены гитару из оргалита и, переложив любимые композиции коллектива на три нехитрых аккорда, развлекают сольным исполнением шедевров потенциальных невест.
Девочки — подруги студентов, школьницы или тоже технические — также посещают концерты «Сплина». Особенно они активизируются под песню «Она жует свой орбит без сахара». Заслышав первые аккорды, дамы подхватываются с травы, сбрасывают косухи ухажеров и начинают самозабвенно прыгать, воображая себя роковыми женщинами конца девяностых. «
Она ходила голой на лестницу, ходила голой на улицу. Она хотела даже повеситься, но институт, экзамены, сессия». Девочкам кажется, что такое поведение делает их в глазах партнеров безумно романтическими и самостоятельными. А оттого и любить их будут больше.
Меня такие песни ранее горячо любимой группы ставят в тупик.
Пару лет назад я спросила у лидера «Сплина»: как можно после замечательной лирики «Пыльной были» и «Коллекционера оружия» петь про то, что «добрых дел мастер с похмелья злой».
«
Я знал, что жлобам не понравится», — ответил мне Саша Васильев.
Недавно «Сплин» выпустил очередную пластинку – почувствовал приближение весны. Коммерческая выгода налицо: альбом, вышедший в начале февраля, — хороший подарок для студентов и их подруг на взаимозначимые праздники — 23 февраля и 8 марта.
Если бы альбом «Новые люди» был дебютной работой какой-нибудь очередной группы, из тех, что пачками появляются в последнее время, клонируя брит-поп и пионеров русского рокапопса, мы бы совсем не стали о нем писать. Зачем говорить о том, что не представляет интереса? Похожий мелодический и ритмический ряд, минорные гармонии и неприятный пафосный голос солиста: «
Мы все больны гандболом и за гандбол умрем»; «
Людям так нравится делать новых людей».
Увы, авторы «шедевра» — не певцы-дилетанты, а массово известная группа «Сплин». Команда, которую новое продвинутое поколение, так любящее бить технических студентов в подземных переходах, считает «динозаврами нового русского рока» или «рокапопса» — как кому больше нравится.
Источник: novayagazeta.ru
Комментарии -0