«
Мы рады каждому человеку, который не испугался раздвоения личности», - сказал
Александр Васильев, начиная беспримерный по своей продолжительности и насыщенности сольный концерт «Сплина» в
МСА Лужники 23 февраля.
Сказал не просто так, а оглядев зал. Зал был откровенно полупустой. Однако музыкантов этот факт нисколько не расстроил. Одной из главных задач концерта стала телесъемка – камер было заметно около двух десятков, так что поклонникам «Сплина», живущим вне Москвы или не попавшим по разным причинам на этот концерт, еще удастся посмотреть презентацию альбома «Раздвоение личности» на TV и DVD.
Перед началом концерта зрителей мучали почти получасовым проигрыванием атональной шумовой музыки на очень большого любителя, так что первые же ноты «Сплина» легли на души большинства присутствующих как бальзам на душу
Васильев педантично отыграл все композиции нового альбома, немного разбавив «стареньким». А затем пошел сет из известных и любимых песен из самых популярных альбомов группы.
Для зрителей было приятно увидеть на сцене большой экран из пяти малых экранов, по которым демонстрировался видеоряд к песням, либо крупные планы музыкантов. Видеоряд также отчаянно пытался продемонстрировать идею «раздвоения личности», не слишком артикулированную в самих песнях – там постоянно что-то взрывалось, разлеталось на куски или как минимум было подернуто зловещим туманом. Контраст с относительно жизнерадостными песнями альбома был достигнут.
Можно предположить, что на этом концерте «Сплин» поставил рекорд по количеству сыгранных песен. Я насчитал их как минимум 42 штуки, и понятно, что такому количеству мы обязаны именно сверхдорогим телесъемкам. Зато поклонники получили возможность проверить в деле
нового басиста группы Дмитрия Кунина, – и он сдал экзамен с блеском.
Удручила организация концерта. При полупустом зале трибуны зияли череполосицей пустых мест, однако зрителей не пригласили занять места на свободных трибунах или в жидком танцпартере, как обычно. Журналистам отчего-то запретили проходить за кулисы, что нужно им для работы и вполне общепринято. Отчего-то напрочь отсутствовал ВИП-партер, из-за чего богатая публика просто не приехала (оставив музыкантов без дополнительных денег). Наконец, фан-зону, где находились все немногие випы и журналисты, по окончании концерта заблокировали ОМОНом, и демонстративно стали выпускать самыми последними. Такой неудачной организации лужниковских сольников сложно даже припомнить.
Единственным плюсом надо назвать безукоризненный для такой сложной площадки звук. Тут постаралась
компания LSA. Рядом со мной стоял Чача из «Наива», и завистливо причмокивал: «
Вот это звук!»
«Сплин» подошел к своему звучанию основательно. Никакие замены в составе не повлияли на привычный саунд группы. Все партии остались на месте, и даже в новом альбоме (который делался вовсе не всем нынешним составом) звучание альбомное и концертное откровенно идентично. Вот уж чего нельзя было ожидать, вспоминая продолжительную историю его записи! Однако именно так, как и на альбоме, - сухо, энергично, жестко – звучит теперь «Сплин». Партии флейты ушли клавишным, причем на второй план. Отсюда – выпятившиеся жесткость и драйв аранжировок.
Импровизировал только сам Александр Васильев. Например, в набившем оскомину (прежде всего самому Васильеву, судя по интервью) «Орбит без сахара» текст прозвучал в таком варианте:
Она ходила голой на лестницу,
Ходила голой на улицу,
Она хотела даже стать девственницей,
Но институт, экзамены, сессия...В зале хохот и бурные аплодисменты.
Не менее заигранная (и от этого не менее великая) песня «Мое сердце» вдруг заиграла новыми красками вот так:
Ну так и я, слава Богу, не Коля, не Басков,
Не выдвигался на Оскар, французам не забивал,
У меня нет такого количества баксов,
Но задернуты шторы и разложен диван.Басков оказался тоже достойным объектом для шуток, так что его второе прозвище «Баксов» пришлось весьма к рифме.
В «Императоре» музыканты отыграли более продолжительное вступление, чем в альбомном варианте, зато повторов «
На тебе власть, император, на» (в которых сложно не углядеть аллюзию на будущие президентские выборы в стране) стало всего четыре, и тут же – резко оборванная кода.
Стоит заметить, что в «Лиличке!», которая запанибратски к Маяковскому названа в альбоме «Маяк», Васильеву несказанно нравится клавишный проигрыш. Он рефреном идет через всю песню, многократно повторяясь. Так вот, Александр с видимым удовольствием подпевал эту мелодию клавишным – было видно, как ему нравится этот нехитрый мотив. И последнюю фразу стиха он решил повторить – скорее, для себя, потому что сильно отклонился от микрофона.
Собственно, песни из нового альбома и хиты были весьма ожидаемы. А что же стало приятным сюрпризом? Прежде всего, две песни под гитару, спетые без группы – «Алкоголь» и «Валдай» (выразительно прозвучал с ними на контрасте утяжеленный «Мобильный»). Уж совсем никто не ожидал от Васильева чтения стихов. А оно последовало! Выдержав некоторую паузу и дождавшись игривых аплодисментов публики, Васильев прочитал стихотворение
Николая Гумилева «Волшебная скрипка»:
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры…
И так далее до:
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!Надо, наверное, напомнить, что именно Гумилеву принадлежит та самая знаменитая фраза «
От ваших черубин Со мною делается сплин» (из шуточной «Последней дуэли»). Так что у Васильева свои взаимные обязательства с Гумилевым.
Многих, наверное, интересует пикантный момент – спел ли при телевидении Васильев «то самое слово» в песне «Прочь из моей головы»? Учитывая, что Васильев уже пел это слово на одном из концертов, снимавшихся Муз-ТВ, опыт у него есть. Так что фраза «
Ни хуя себе» прозвучала во всем великолепии.
Завершилась презентация массовым распеванием – Васильев дал микрофон залу – «Всего хорошего» и метафизической «Тебе это снится».
Ждем DVD.
Автор: Гуру КЕН, NEWSmusic.ru
Комментарии -0