Благодаря альбому
`Коллекционер оружия` группа
`Сплин` получила первые радио- и телеэфиры, первые положительные рецензии в прессе и первые предложения сыграть на больших площадках. Альбомом
`Фонарь под глазом` группа `Сплин` заработала право именоваться главной надеждой гнившего с головы русского рока. Благодаря
`Гранатовому альбому`, сотворив - неожиданно, похоже, для самих себя - два хита общенационального масштаба, группа `Сплин` получила возможность зарабатывать своим творчеством деньги. Альбомом
`Альтависта` - с коммерческой точки зрения, абсолютно провальным - группа `Сплин` заработала право делать отныне все, что ей вздумается. Ей - или все же
Александру Васильеву?
После шести лет относительно благополучного существования с группой `Сплин` случилось то, что очень часто происходит с группами, живущими засчет, благодаря и в то же время вопреки наличию в них ярко выраженного лидера, - в группе не осталось, кроме самого лидера, ни одного участника оригинального состава. Это знаменательное событие по времени совпало с выходом шестого номерного альбома группы - ставшего, пожалуй, еще большей оплеухой прежде многочисленным поклонникам, чем альбом предыдущий.
От медитативной лирики с солирующей флейтой и психоделики с цитатой из БГ, сэмплом из King Crimson и барабанными кольцами из Нусрата Фатеха Али Хана происходит резкий переход к хорошо знакомым и давно, казалось, забытым гитарно-`роковым` боевикам. Флейта выброшена в пыльный угол - зато многочисленные гитарные партии прописывались, как видно, на редкость кропотливо и мучительно долго. В работе над диском Васильева охватил приступ перфекционизма, - сведение, пересведение, мастеринг, ремастеринг - и многие лично мне хорошо знакомые вещи приобрели `совсем другой` вид. Результат, как ни странно, убедителен. Гитарного месилова непривычно много - но не настолько, чтобы преображение могло показаться вымученным или притянутым за уши, а аранжировки (кроме того, что вполне разнообразны) сделаны очень профессионально. В творческих поисках Васильев остался тем не менее самым, наверное, ярким и самобытным поэтом до сих пор живого русского рока, не желающего мириться с повсеместным засильем `рокапопса`: в этом плане особенно показательна `Звезда рок-н-ролла`. Перифразы, хлесткие рифмы, обилие четырехсложных слов и симбиоз всеми забытого старого с еще непривычным новым - все на месте.
Как цельные во всех компонентах (мелодия, текст, аранжировка и вокал) произведения особо рекомендую `Линию жизни`, `Всего хорошего`, `Пой мне еще` и ту же `Звезду`. Как самое светлое пятно на диске - `Мое сердце`, выбивающуюся своим `солнечным` настроением из контекста не только альбома, но и всего васильевского творчества. Слабых мест совсем немного: `Тебе это снится` и правда `не из этой оперы`, а `Феллини` объективно лучше звучит в версии `Би-2`.
Уверен, что мои восторги разделены не будут. После `Альтависты` от `Сплина` все ждали если не дальнейшего `ухода в себя`, то тривиального камбэка к трехминутным шлягерам типа `Орбита`. Получили что-то, повторюсь, совсем другое - снова неожиданное и окончательно ставящее в тупик. Одно очевидно: героев рок-н-ролла из `Сплина` не вышло, как коммерческий продукт `Сплин` после этого релиза бесповоротно `сдулся` и на стадионы вряд ли когда-либо вернется. Что и требовалось доказать.
Доказать другим. Потому что для себя Саша Васильев давно все решил: `
Звезда рок-н-ролла должна умереть`, а `
кто помнит прошлое, тому - всего хорошего`.
Этими строчками из двух любимых моих песен на этом альбоме и альбомом как таковым он окончательно убедил меня в том, что он глубже любого анализа его творчества и выше любой критики. А можно сказать по-другому: именно такого альбома я от него ждал.
Автор: Сергей Степанов
Комментарии -0