"Мистерия звука'". Релиз диска состоялся в апреле.
"Что до меня, так я не тот и не этот
Меня вообще очень сложно причислить к поэтам"
Александр Васильев, "Мне 20 лет".
Обычно "эволюцию творческого пути музыканта" демонстрируют сборники The Best, основная же идея
"Черновиков" в том, что здесь путь поэзии
Александра Васильева иллюстрирован совсем не хитами. Это такой
"best с изнанки" - отложенные в долгий ящик и накрытые сверху хитовыми песнями произведения в свое время вышли на поверхность - именно тогда, когда их ценность сомнению не подлежит. И если предположить, что мифический (читай, пиратский) best "Сплина" может играть как фон - в первую очередь, в силу "замыленности" многих композиций, - то с "Черновиками" этот номер не пройдет: сделанный в более чем минималистичной манере (гитара, вокал, бэк-вокал, флейта плюс запись в домашней студии), да еще с набором раритетов внутри, диск завораживает не с первого прослушивания - пока привыкнешь к звучанию, пока разберешь текст (не "Муси-пуси", в конце концов).
Открывается пластинка композицией "Кто-то не успел", датированная 1994-м годом и звучащая вполне в рамках "Пыльной были": "
Завтра в этом доме будет чисто, если мы отыщем паука. Скорый поезд - сердце машиниста, стук колес в глазах проводника". Видимо, одна из самых ранних публично озвученных песен Васильева, "Мне 20 лет" - это практически поэма поколению ("
Вот она жизнь, а податься в ней некуда/Вся боль впереди"), не без иронии, впрочем:
Я мог бы найти себе толстую женщину,
хозяйку, работницу, секс-бомбу на меньшее
Я не согласен, да никто не подпишется
И славно, одному мне куда легче дышится.
Эти
"Признания авантюриста Васильева", юного, неизвестного, одновременно циничного и романтичного, еще растащат на цитаты. Ранние песни - это те, о которых Васильев потом говорил, что форма в них превалирует над содержанием, имея в виду длинные витиеватые тексты. Они, с одной стороны, явно отражают настроение первого и реже второго альбома ("Пыльная быль" и "Коллекционер оружия"), но действительно не хиты в общепринятом смысле: бодрая, сыгранной двухчетвертным боем "Загладь вину свою", фолковая "Корень Мандрагоры", очень простая по мелодике и ритму текста, но невероятно трогательная баллада "Двое не спят". Большая часть содержания "Черновиков" знатокам "Сплина" хорошо известна по концертам, эфирам и небезызвестному "Анрелизу", лежащему в сети и даже использованному пиратами для mp3. Так что в принципе совсем неизвестных песен не так много, и композиции "Двое не спят", "Пурга-кочерга", "Подводная лодка", "Небо в алмазах" (ранее называвшаяся "Где ты была?") открытием (и откровением) не стали. К давно известным, по-новому записанным относятся "Бонни и Клайд'" "Скоро будет солнечно" и "Мария и Хуана" - все не новые, но и не совсем ранние - это тот самый "Сплин", о котором фанаты почему-то вспоминают с особой теплотой в голосе. Кстати, очень любопытно наблюдать, как в своем нынешнем состоянии Васильев исполняет ранние произведения, иногда меняя слова и общую манеру игры, но главное - озвучивая собственные мысли 15 летней давности. Главный возникающий вопрос слушателя: а как, собственно, автор сейчас относится к этим строкам?
Есть в "Черновиках" и несколько песен авторства не-васильевского. Опусы эти ценны в силу своей редкости и единичности:
"Аделаиду" лидер "Сплина" и Ян Николенко спели на юбилее
БГ,
"Паузы" Макаревича в том же составе в эфире "Муз-ТВ",
"На братских могилах" Высоцкого (запись вошла в дорогое издание диска) на кремлевском концерте ко дню Победы.
"Конец прекрасной эпохи" на стихи
Иосифа Бродского, стоящая третьим номером на пластинке, резко выбивается из заданного первыми двумя композициями ритма: после несколько максималистских юношеских фолк-напевов сложнейший и очень "загрузный" текст Бродского воспринимается как откровение. Разумеется, он очень отличается от поэзии Васильева, но феномен творчества последнего заключается в том, что он умеет исполнять чужие песни так, что, даже зная, чьему перу они принадлежат, слушатель абсолютно ассоциирует песню с Васильевым, - фирменные интонация и гитарный бой мгновенно делает песню именно его. Повторяю, при всем сознательном знании их авторства. Это очень редкое качество для человека, большую часть времени исполняющего свои песни.
Автор: Юлия Конторова, InterMedia.
Источник: intermedia.ru
Благодарность за поиск статьи: ТанюХа, DaronDolm
Комментарии -0