«
Я не могу играть свои песни один, под акустическую гитару. Вернее, могу, но это совсем не весело», - сказал
Александр Васильев в ответ на вопрос о возможности выпуска сольного альбома пару лет назад - как если бы мажорностью аккордов когда-нибудь характеризовалась его группа. С тех пор утекло много воды,
«Сплин» ничуть не изменился, а что касается Васильева, то категории «весело - не весело» его, как видимо, уже не беспокоят. Вот он - сольный альбом.
«Черновики» называется. Гитара, голос, кое-где и флейта - все тихо и по-домашнему. Колыбельные для домовых и всяких прочих нафань.
В «Черновики» вошли «лишние» песни Александра Васильева, не попавшие в репертуар «Сплина» по причине «неформатности». Песни - не песни, стихи - не стихи: привычных рефренов не наблюдается. Самая древняя из них -
«Мне двадцать лет» (1989), самая свежая -
«Романс» (2003). Плюс две кавер-версии на песни уважаемых исполнителем
Андрея Макаревича («Паузы») и
Бориса Гребенщикова («Аделаида»), и «
Конец прекрасной эпохи» на стихи
Иосифа Бродского, поэта-диссидента, высланного в начале 70-х из страны за популяризацию «
чуждого советскому гражданину образа жизни». Так же безмерно уважаемого исполнителем. Стихи на музыку раньше обозначались словом «романсы». И с этой точки зрения мнение оформителя альбома, вынесенное на обложку, имеет право на жизнь: «
Лидер «Сплина» исполняет романсы». Принимая во внимание сегодняший спрос населения на романсы разных мастей (от Бучч и Ночных Снайперов до Марка нашего соловушки Алмонда), маркетинговый отдел
«Мистерии» возражал едва ли.
По словам Васильева, вошедшие в «Черновики» песни «
ниже по уровню», чем все остальные песни «Сплина», потому даже не выносились на рассмотрение группы. Ниже ли - при наличии таких вещей, как
«Кто-то не успел», «Мне двадцать лет», «Небо в алмазах», «Домовой» и
«Романс» - вопрос тот еще. Очевидно, что главная причина отсутствия их в репертуаре группы - излишне личностный характер. Похожая проблема была и у
Андрея Макаревича, невостребованные вирши которого вылились впоследствии в акустические
«Песни под гитару». Что «Песни», что «Черновики» - обе работы свидетельствует о том, что сольное творчество бэндлидеров далеко не всегда - синоним второсортности. То, что остается «за кадром» - зачастую не менее интересно, чем «песни для группы с оркестром».
Необходимость писать для группы накладывает какие-то определенные рамки, а одному Васильеву - строками из песни «Мне двадцать лет» - куда легче дышится. От интересного - явно не шлягерного - стихотворного размера в указанной выше песне и до нестандартной кольцевой рифмовки в «Загладь вину свою» и «Домовом» - все указывает о том, что знакомство с творчеством
Бродского (в частности) не остановилось для автора на уровне школьной программы. На фоне распространенного ныне двустопного ямба и хорея эти песни-стихи - настоящий «неформат». Ну а по сравнению с бессмыслицей общей массы современных рок-текстов - самодостаточные повести. В этом контексте недавнее получение Васильевым премии
«Нашего радио» за
«Лучшую поэзию» особого удивления не вызывает.
Идеализировать эту работу, впрочем, тоже не стоит. За исключением пяти-шести упомянутых вещей остальное наполнение альбома вполне оправдывает его название. Которое само по себе изначально снимает все претензии, буде они появятся. Представленный же материал, напротив, лишен какой бы то ни было претензии, что обезоруживает окончательно. Песни - вот они, от всей души и без каких-либо встречных условий.
С поклонниками «Сплина» все ясно - «Черновики» они вряд ли пропустят. Что до остальных, то их реакция от прослушивания альбома может удивить их самих.
Оценка: 7/10
Трек-лист:1. Кто-то не успел
2. Мне 20 лет
3. Конец прекрасной эпохи
4. Бонни и Клайд
5. Загладь вину свою
6. Паузы
7. Корень Мандрагоры
8. Небо в алмазах
9. Мария и Хуана
10. Домовой
11. Романс
12. Скоро будет солнечно
13. Двое не спят
14. Рождество
15. Пурга-кочерга
16. Двуречье (Я ничего не скрыл)
17. Подводная лодка
18. Аделаида
Источник: music.com.ua
Благодарность за поиск статьи: Daron Dolm
Комментарии -0